Мой первый час под парусом (в рамках посещения Балтийского Морского Фестиваля 28 мая 2016, мастер класс от Практическая Мореходная Школа).

...

Все тросы и веревки на яхте называются такелажем. Такелаж бывает бегучим и стоячим. Вот эти растяжки, ограждение по периметру яхты и вот эти тросы – это стоящий такелаж, он неподвижен, за него можно и нужно держаться во время нахождения на палубе, вот эти веревки и концы – бегучий такелаж, с их помощью управляют парусами, они в любой момент могут привестись в движение другими членами команды – за них не держимся, иначе вы рискуете потерять равновесие и упасть. Такими словами начался мой первый инструктаж по правилам безопасности перед выходом на ознакомительную прогулку на парусной яхте.

Экипаж выдал всем гостям яхты спасательные жилеты, для удобства забрал рюкзаки и сумки на хранение в каюту. Нас было 9 гостей, часть разместилась на палубе под гротом, часть в кокпите. Я выбрал место в кокпите, рядом с рулевым, чтобы видеть все его действия. Невероятно - я на яхте! Настоящая деревянная яхта, и сейчас мы выйдем на ней в акваторию Невы в район Корабельного канала на ознакомительный мастер класс. Мне интересно все! Как в детстве каждая деталь вызывает восторг. Вот знакомые по видео урокам лебедки с блокирующим трос устройством, а вот рядом лежит ручка для этой лебедки, а вот панель приборов – скорость движения, глубина, два непонятных прибора – похоже показывают положение парусов к ветру, GPS с нашими координатами. Из кокпита открывается вид в подпалубное пространство - по левому борту камбуз, по правому шкиперский столик с навигационным и радио оборудованием, именно так, как уже много раз видел на фото в журналах.

Iv9jwzQdt8w.jpgЗнакомимся с членами команды - капитан Илья, рулевой Вероника, и Николай готовят яхту к отходу – отпускаются швартовые концы, Виктория командует, Николай ловко запрыгивает на борт, на двигателе отходим от пирса. Капитан объясняет нам, что у яхты два паруса – грот и стаксель, что сейчас мы идет на двигателе, выйдем из гавани на открытую воду и поднимем паруса и пройдем под ними, чтобы ощутить этот кайф – двигаться за счет силы ветра. У меня из знаний о яхтинге порядка 4 часов просмотра видео об азах яхтинга – парусное вооружение, основные правила подъема парусов и управление парусной яхтой. Такое необычное ощущение – буквально 2 недели назад я видел и слышал об азах яхтинга с экрана планшета, а прямо сейчас все происходит “в живую”.

Капитану нужны 2 добровольца, чтобы поднять основной парус - грот. Конечно я! Ведь я как раз пришел чтобы попробовать все что можно попробовать! После краткого пояснения что мы делаем и на что обратить внимание со вторым добровольцем Алексеем начинаем поднимать парус. Я тяну трос руками, Алексей помогает через блок лебедки, подтягиваем, еще раз, еще – готово! Забегая вперед, могу сказать, что добровольцами на всем протяжении похода был я с Алексеем, у него уже есть опыт походов, осталось только сдать экзамен на право управления яхтой. Грот поднят - теперь переходим к переднему парусу - стакселю. Из видео уроков я уже знаю, что он бывает на закрутке, и на нашей яхте он как раз такой. Но как работает эта скрутка и как стаксель разворачивается по видео мне было непонятно - минута инструктажа экипажа, и минута работы с Алексеем на стаксельных концах - и стало заметно понятней!

Рассказ капитана о направлениях ветра и положениях под эти виды парусов - фордевинд, овер что-то и прочие подробности мореходства на слух воспринимаются с трудом, места для новых слов и терминов от эмоций в голове уже нет. Я прочитаю об этом в спокойной обстановке.

На датчике скорость 2,2 узла – “Сегодня ветер слабоват”, как бы извиняется капитан, ведь при хорошем ветре наша яхта способна развить скорость до 13 узлов. Для меня и, уверен, других гостей скорость не так важна. Могу сказать, что и 2 узла ощущаются, а сильный ветер и скорость в 10 узлов превратили бы ознакомительную прогулку в поход для любителей экстрима. “Идет волна – держимся”, командует капитан. Мимо пронесся быстроходный катер с характерным названием Бандит 520, на двух внушительных подвесных двигателях. С виду волны шли небольшие, даже маленькие, но если не держаться, то потерять равновесие можно в два счета. Могу только представить, как шатает и кидает команду на неспокойной воде.

По ходу движения Илья рассказывает о фарватере, буях его обозначающем. Буи могут быть двух цветов – зеленого и красного, на яхте по правому и левому борту габаритные огни соответствующих цветов – это стандарт. Разворачиваемся, совершая маневр название, которого я не запомнил – идем в обратную сторону, под острым углом к ветру – и сразу ощутился ветер, капитан уже в легкой вязаной шапочке – чувствуется опыт и предусмотрительность. При попутном ветре самого ветра как будто и не чувствовалось, а идем навстречу и уже неплохо дует в лицо.

Шкипер дает команду подготовиться к очередному маневру, я готовлюсь травить шкот, напарник готовится тянуть, для перестановки стакселя на другой борт. Я готов и отпускаю шкот – стаксель обвисает, яхта моментально реагирует на ошибку и сбрасывает скорость. “Почему без команды!” - кричит Вероника. И действительно, я приготовился травить и отпустил шкот без команды - маневр не удался. Капитан рассказывает всем нам, что это нормально – нет опыта, и нужно время, чтобы члены экипажа «притерлись». Верх совершенства – это команды спортивных яхт, участвующих в крупных гонках, когда каждый понимает друг друга с полуслова, и даже без слов, где каждый знает, что должен делать и когда.

Разворачиваемся, берем новый курс и мне разрешают встать за румпель. Вероника объясняет основы управления: “Яхта отклоняется в противоположную сторону поворота румпеля. Выбери на суше ориентир и совмести его с вон тем тросом на носу. Веди по этому курсу”. Фантастика, мое посещение фестиваля выполнено на 150%! Изначально я думал, что нас просто покатают на яхте, а мы работаем с парусами и теперь я у руля! Очаровательные эмоции и ощущения – судно в твоих руках, отклоняю румпель немного вправо – яхта послушно берет левее, отклоняю обратно влево, делаю ознакомительные движения еще пару раз, совмещаю трос на носу с ориентиром на суше для заданного движения. “Рулевой – держим курс”, - возвращает меня в настоящее Вероника. Действительно, я задумался и отклонился от курса, в мыслях я был где-то далеко в теплых краях на своей яхте. Держать курс – это работа, так же, как и вести машину. Со стороны пассажирского сидения может показаться, что водитель просто держится за руль, а машина сама едет вперед, хотя любой водитель знает, что это не так – на яхте тоже самое. Передаю румпель напарнику – теперь его очередь быть рулевым.

8VkEJNxu6BM.jpg Капитан смотрит на часы: “Нам нужно возвращаться, осталось 15 минут. Требуется вовремя вернуться за следующей группой”. Еще один разворот. Теперь я помню, что для успешного маневра нужно дождаться команды от Вероники. Обратно пойдем на двигателе, требуется опустить грот – Алексей травит шкот, я с капитаном помогаем парусу правильно укладываться под своим весом в систему хранения грота - лейзи джек, а далее продвигаем грот по направляющим – мой рост однозначно помогает в этой задаче. Сворачиваем стаксель - это даже проще, чем его поставить! Вот уже и наша точка отправления – Вероника отдает команды по подготовке швартовых, Николай вывешивает за борт кранцы (наш поход был коротким, поэтому их просто подняли на корму, не отвязывая и не убирая). Вероника совершает замысловатый маневр, у меня явное ощущение, что сейчас мы врежемся прямо в пирс - на всякий случай покрепче держусь за поручень. Яхта никуда не врезается, а четко подходит кормой параллельно к понтону. Николай ловко крепит один конец, Вероника работает двигателем на реверс, Илья тоже занят швартовкой. Все – мы вернулись из нашего ознакомительного похода. “Пожалуйста сдайте спасательные жилеты, не забудьте забрать свои сумки и вещи” - доброжелательно говорит капитан.

Мне хочется еще немного побыть на яхте, посмотреть быт в каютах. Спускаюсь под палубу - камбуз, столик шкипера, ощущается слабый запах солярки и характерное тарахтение дизельного двигателя. Продвигаюсь вперед - уютная кают компания и далее еще две спальных каюты. Все компактно, но при этом есть все необходимое для размещения 8 членов экипажа. Тринадцатиметровая яхта – это хороший размер. Отмечаю для себя отсутствие спертого или неприятного запаха в каютах – я окончательно влюблен в эту яхту! Хочу вернуться на нее на более длительное время. Обязательно вернусь! А сейчас забираю свой рюкзак, поднимаюсь на палубу, еще немного общаюсь с Николаем, пока Вероника и Илья отправились за очередной группой. Николай объясняет, что эти лежачие металлические трубы на палубе для постановки специального паруса для попутного ветра - спинакера, я о нем слышал и видел на фото в журналах. Для его постановки требуется определенные физические усилия и слаженность работы команды.



Подходит новая группа - для экипажа поход повторится заново, а мне пора на берег. Вступаю на твердую землю, а в голове все покачивается и плывет от проведенного времени на воде. У меня еще есть немного свободного времени - хочется просто побыть здесь, побродить среди выставленных образцов катеров, лодок, оборудования, посетить другие суда - так пролетают еще 2 часа. Замечательный фестиваль и отличный день! Пора домой, на стенде со всевозможными ножами в качестве вишенки на торт выбираю себе в подарок аккуратный складной походный ножик Bear Grylls - однозначно пригодится. Покидая выставку уже продумываю на какие даты записаться на поход выходного дня. Уж больно мне понравилась яхта с красивым названием Русь и парус как вид активного отдыха в целом. Видимо об этом будет мой отдельный рассказ.

Искренне Ваш, Дмитрий Клиндухов.


Если у вас возникли вопросы, вы можете обратиться к нашим менеджерам

...
...