Особенности правильного перехода сайта с HTTP на HTTPS
Переход на протокол HTTPS стал важной рекомендацией по улучшению сайтов еще 3 года назад, когда представители Google заявили о том, что безопасность пользователей – основной приоритет компании. Поэтому, сайты, которые обеспечивают надежную и безопасную передачу данных, смогут иметь дополнительный бонус в поисковом продвижении и рассчитывать на более высокие позиции в поисковике.
Для чего (или вернее, для кого) это нужно?
- Самое главное – это то, что защищенный протокол HTTPS нужен вашим пользователям (обеспечение нескольких уровней защиты при передачи данных).
- Повышение доверия сайта.
- Один из ранжирующих факторов для поисковой системы Google
Что делать до начала перехода?
- Изменение ссылок во внутренней структуре (перелинковке). Нужно поменять абсолютные ссылки на относительные, не зависящие от протокола (пример -- //site.ru/delivery). Это нужно, чтобы наш сайт всегда ссылался на страницы с действующим протоколом.
- Внешние скрипты – проверить библиотеки jQuery, javascript, коды метрик – Яндекс Метрика и Google Analytics и другие, следует также поменять вид ссылок с абсолютных на относительные.
- Медиа контент – картинки, ссылки на ютуб/slideshare/подкасты либо другие медиа проигрыватели – смена абсолютных ссылок на относительные.
- Устраняем найденные ошибки.
Какие SSL сертификаты бывают?
- Обычные – они даются на один домен, либо на один поддомен. Если на сайте не один поддомен, то, соответственно нужно приобретать несколько SSL сертификатов.
- Вайлдкард (Wildcard) – данный вид сертификата распространяется на весь домен (со всеми поддоменами).
- EV, или сертификат с расширенной проверкой. Добавляется название компании в браузерную строку. Он проходит расширенную проверку – наличие самой компании, виды деятельности, телефоны. Данными видами сертификатов пользуются крупные компании – Twitter, Сбербанк и т.д.
- IDN – с кириллическими доменами (.рф).
Установка SSL сертификата
Практически на любом хостинге можно установить SSL сертификат (рекомендуем все же обратиться в службу поддержки и уточнить этот вопрос). Сама установка сертификата занимает не более одного часа квалифицированного программиста.
Переезд сайта
Рассмотрим алгоритм для Яндекса:
- Сообщаем роботу Яндекса, что теперь сайт доступен по https. Для этого добавляем его в Вебмастер (либо работаем с уже добавленным)
- Устанавливаем директиву HOST в файл robots.txt с указанием https протокола (прописываем Host: https://site.com).
- Создаем и пересохраняем карту сайта Sitemap.xml со ссылками нового протокола.
- В Яндекс Вебмастере, выбираем раздел «Индексирование», в нем «Переезд сайта» и добавляем пометку «Добавить HTTPS»:
- Ждем окончания переезда (обычно это занимает 3-4 недели).
- После этого видим сообщение:
- Сразу после склейки зеркал устанавливаем 301 редирект на HTTPS-версию. Необходимо обязательно посмотреть, доступны ли изображение и другие типы страниц по HTTPS
P.S. На время склейки, сайт должен быть доступным для робота по http и https.
Раньше Яндекс не индексировал картинки, которые находятся на https, но сегодня такой проблемы больше нет.
Для Google:
- Сначала добавить новый сайт в Google Search Console.
- Создаем и пересохраняем файл Sitemap.xml с HTTPS урлами.
- Настройка 301 редиректа с HTTP на HTTPS.
- Добавьте rel=canonical на страницы с HTTP на HTTPS.
- При переходе на https-версию в Google следует обязательно добавить файл Disavow для канонической версии сайта.
Как мы видим, перенос под Яндекс и Гугл не идентичен. Для Яндекса 301 редиректом нужно пользоваться при переносе в самом конце (после склейки). Для Гугл это необходимо сделать на начальном этапе. Рекомендую сначала осуществить переход для Яндекса, далее подхватываем Google.
В заключение хочется сказать, что переходить на HTTPS желательно плавно, по частям (раздел за разделом), параллельно мониторя изменения в поисковой выдаче. Есть вероятность, что после переноса может наблюдаться проседание трафика в ранжировании Яндекса и Гугла. Со временем позиции и трафик восстанавливаются, а порой идут в рост.
Удачных вам переносов! ;)
Руководитель SEO отдела – Никита Шутов.